Кто сдохнет первым? (Hyper-V vs. vSphere)

Да простит меня читатель за столь провокационное название статьи.

В последнее время всё чаще говорят о грядущей смене лидера на рынке виртуализации х86. Что, дескать, Майкрософт выдавит ВМваре. Что Hyper-V лучше и дешевле vSphere. Что никто не станет покупать vSphere по новой схеме лицензирования по vRAM. И так далее, и тому подобное...

Напишу свои мысли по этому поводу, проанализирую рынок (а я за ним слежу с 2006 года, когда еще и рынка не было-то :)), и попробую спрогнозировать будущее.


Для начала взглянем вообще на состояние рынка виртуализации (здесь и далее я буду иметь ввиду серверную виртуализацию на платформе x86). Не буду приводить здесь сравнения графиков и цифр — аналитики в Сети полно, и все результаты анализов вполне схожи. Сошлюсь на v-index — не аффилированную ни кем из производителей платформ статистику.
Интересны два момента: средний процент виртуализации — 38.9% (http://www.v-index.com/virtualization-penetration-rate.html), и доля рынка каждого гипервизора (http://www.v-index.com/primary-hypervisor-in-use.html). И если с долями всё почти ясно, то вокруг степени общей виртуализации часто возникают различные инсинуации. И вот в чем здесь фишка: не хватает еще одной цифры — доли рынка “охваченной” виртуализацией от общей ёмкости рынка (я имею ввиду степень охвата виртуализацией как таковой от общего потенциального объема).

Дело в том, что средний процент учитывает насколько инфраструктуры глубоко виртуализированы внутри компании, а значит эти компании уже определились со своей основной платформой. И не важно, если компания сейчас виртуализировала свою инфраструктуру только на 10%, оставшиеся 90% в 95 из 100 случаев будут виртуализироваться на уже выбранной платформе. На переправе коней не меняют. Энтерпрайзы не будут менять технологию на ей же подобную. Риски и расходы на миграцию не оправдают мнимых преимуществ, даже если они есть.
То есть фактически цифра 100 - 38.9 ≈ 60% не означает, что есть возможность съесть всю эту долю!

Соотношение же компаний с любой степенью виртуализации, к компаниям, которые только присматриваются к этой технологии, показало бы сколько еще потенциальных “чистых” клиентов есть на рынке. То есть к тем долям по основным (primary) гипервизорам стоит добавить еще одну часть: “неопределившиеся” — те за кого еще осталось бороться. Эта величина напрямую зависит от зрелости рынка в обратной пропорции: чем более зрелый рынок, тем меньше “вакантных” для захвата мест.


Без такой цифры остается только гадать, как будут захватывать оставшийся рынок основные игроки-производители платформ. И насколько этого оставшегося осталось много. Но гадать тоже можно не на пустом месте.
На западе этот рынок уже хорошо развился. Если взглянуть на модель, описанную Джеффри Муром1, то рынок вышел/выходит на Мейн-стрит — зрелый рынок на своем пике. Большая часть компаний уже хоть частично, но внедрили у себя виртуализацию (считай — определились с гипервизором). Остальные двигаются в этом направлении, руководствуясь следующими факторами в последовательности:
  1. Выбрать лидера рынка.
  2. Выбрать лучшее технологическое решение.
  3. Выбрать лучшее ценовое решение.

Что касается первых двух пунктов, то все очевидно: VMware лидер на этом рынке. Они его создали, и успели взрастить до состояния зрелого массового рынка раньше, чем конкуренты поспели с хоть сколько-нибудь конкурентоспособными решениями.
Майкрософт к началу борьбы за массовый рынок опоздал. Они догоняют технологически, и, вероятно, через год-полтора сравняются по функциональности с VMware. Я имею ввиду даже не сравнение в лоб функционала двух гипервизоров (как основы платформы виртуализации), а всей экосистемы вокруг данной платформы, включая решения на базе платформы и зрелость сопряженных систем.
А третий фактор выбора решения — ценовое преимущество — не смотря на то, что большинству инфраструктур обычно достаточно стандартного базового функционала (то есть практически хватает того, что уже есть во всех платформах), для крупных компаний играет последнюю роль, как правило.

Получается, основное давление на рынок будет продолжать иметь VMware. Но на самом деле и у Microsoft есть хорошие рычаги на рынок.
VMware последними изменениями в политике лицензирования фактически увеличила стоимость продукта. Они лидеры, и они диктуют цены — так это и должно быть по закону быстроразвивающегося рынка (вот только не опоздали ли они с повышением?). Но, с другой стороны, они отрезают мелкий и часть среднего бизнеса. И, возможно, это тоже правильно: во-первых там и так уже идет жесткая конкурентная борьба со всеми иными игроками рынка; во-вторых, на этом сегменте рынка в такой жесткой борьбе оптимально бороться можно именно снижая цену, а значит уменьшая свою прибыль — что не так интересно.
У Microsoft же здесь как раз все козыри: низкая начальная стоимость платформы и ее доступность (мудрый ход корпорации, которая поздно подоспела, но знает как захватывать рынок) позволяет быстро развиваться на этом сегменте. А технологическая близость к уровню технологии глобального лидера рынка дает конкурентное преимущество относительно всех прочих.
Кроме того, тот самый ценовой фактор дает возможность играть роль нишевого решения и внутри крупных “определившихся” компаний — а именно “гипервизор второго плана” — где требуется развертывание подешевле: тестовые лаборатории, временные системы и т.п. Так рождаются гетерогенные системы, и их уже сейчас достаточно много.
Отобрать остальной, уже сложившийся рынок Microsoft не сможет, при грамотной игре со стороны VMware, а здесь пока все выглядит гладко, и участь Netware вряд ли постигнет vSphere.

И еще один гвоздик: Microsoft не зарабатывает на своей виртуализации (впрочем, как и Citrix, но о них ниже). Основные их статьи дохода: Windows (и для серверов и для рабочих машин) и MS Office. Плюс различное сервисное ПО (Exchange, SQL) и ПО управления (например, семейство System Center). Всё это успешно продавалось и будет продаваться на любой платформе виртуализации!


Мой прогноз по рынку? Года через полтора-два рынок стабилизируется окончательно, и охват будет: 60% / 30% / 10% ± 5% (VMware / Microsoft / все остальные). При этом степень виртуализации составит 60% и далее будет медленно расти с сохранением этих долей.



Ну, и, на закуску, предвосхищу несколько вопросов.

А что же Xen, спросите вы? Он так и останется совсем нишевым решением. Изначально рынок Xen был не рынком ПО, а рынком работ и поддержки. Это хорошо, но не все системные интеграторы, продвигающие решения, идут на риски, связанные с такой деятельностью.
Но Xen может сказать свое слово, и успешно говорит его в двух нишах:
1. сервис-провайдеры PaaS, где необходимо решение, которое можно самому доработать, и очень подходит открытая платформа;
2. у Citrix в VDI-решении, где позиция исторически сильна (технологическое лидерство в терминальных решениях). Но, во-первых, Citrix XenDesktop позиционируется как решение, работающее на любых платформах, что не способствует продвижению XenServer. А, во-вторых, технологически VMware View их почти догнало (да и мифический Microsoft VDI наверное поспеет скоро), причем до наступления массового рынка, который только стартует, и главенствующую роль при выборе оптимального решения играет не лучшая технология, а целостность всего решения от одного вендора, и зависит от основной платформы виртуализации.

* * *

Скажете “SMB охотно покупает vSphere”. Да, есть такая доля потребителей, и не малая. И будет также продолжать покупать. Как правило, это покупки на вырост, либо компаниям по различным причинам нужна “зрелая” платформа (следуют за лидером — первый из трех вышеозначенных факторов).

* * *

Я говорил про запад. Но мы в России или очень близко к ней. Не думаю, что все слишком сильно будет отличаться от мирового распределения сил. Может, чуть больше доля будет у Microsoft, но в пределах погрешности.



Так что, отвечая на свой же вопрос, скажу так: “Они все будут жить. И умрут в один день, когда на смену парадигме виртуализации придет новая парадигма”.


______________________
1 Вообще о развитии рынков ИТ очень рекомендую прочитать книгу Джеффри Мура “Внутри Торнадо” (Geoffrey Moore, “Inside the Tornado”). Вот нашел краткое описание идей (http://bizbook-blog.livejournal.com/5216.html) из этой книги.