Импортозамещение

Решил сменить несколько ракурс подхода к этому термину, изрядно уже набившему оскомину многим. Вдохнуть в него, так сказать, новое дыхание.
Далее будет немного здорового граммарнацизма.

Вот уже несколько лет как собирался написать статью про грамотную русскую терминологию в информационных технологиях (ИТ). Вот, кстати, как вы слово ИТ приносите? «Ай-ти»? А ведь по-русски это звучит как «И-Тэ».

Я хотел написать про русские термины "системы хранения данных", "жесткие диски", "коммутаторы", "оборудование", "резервное копирование", и их незаслуженное замещение в публичных выступлениях и официальных документах заимствованиями и калькой с английских слов: "стораджа", "харды", "свитчи", "железо", "бэкап" и т.п.

Обратите внимание, мы не только не развиваем свою терминологию, а наоборот уничтожаем ту, что есть в официальной речи, вытесняя ее сленгом. Подчеркну – в официальной речи. Я не против использования специфической профессиональной лексики (или сленга) в простом разговоре в узком кругу специалистов, и сам часто употребляю фразы типа «забэкапить виртуалку с датастора по САНу на бэкапный сторадж» (мне MS Word в этой фразе не подчеркнул только «с», «по» и «на»).




Есть еще проблемы в ИТ, казалось бы, абсолютно не связанная с грамотностью. Проблемы технического плана. Неоднократно слышал инсайдерские жалобы на ненадлежащее состояние ИТ инфраструктуры в компаниях. Например, «зоопарк» в оборудовании и ПО; отсутствие интеграции между компонентами инфраструктуры, приводящие к конфликтам и ошибкам; спонтанное развитие, когда различные составляющие инфраструктуры развиваются не согласованно друг с другом, и зачастую противоречат своему же курсу развития («шило на мыло»).

Все эти проблемы приводят к тому, что подразделения компании, отвечающее за работу инфраструктуры ИТ занимаются тем, что просто поддерживают рабочее состояние хозяйства («работает – не трогай»); борются друг с другом за главенство в комплексе различных систем, продвигая свое видение работы инфраструктуры; или «тушат пожары» в постоянно ломающейся инфраструктуре.

А наблюдая за системными администраторами и инженерами в таких компаниях, я отмечаю, что, когда у этих специалистов вдруг наступает «затишье», люди не знают, чем им заняться.


И вот в своих размышлениях над терминологией в ИТ, я докопался до корня самих проблем с состоянием ИТ инфраструктур. :) Причина болезни хозяйств ИТ в самом главном термине, который был когда-то замещен, забыт и извращен.

Информационные технологии?

Я не даром начал эту тему со слова-аббревиатуры «ИТ». Английский язык ёмкий, точный и универсальный. В отличие от русского, который описателен, и для получения четкого определения зачастую требует большего количества слов. В английском языке слово "IT" означает и технологии вообще, и инфраструктуру, и службу. Но простой перенос этого слова в русский язык со всеми его значениями привел к замещению сразу нескольких различных выражений, что привело вслед за этим и потерю смысла, который содержался в тех выражения.
Посмотрите. ИТ это – информационные технологии вообще. Инфраструктура ИТ – практически правильный термин, говорящий нам о комплексе систем, технически организующих общую инфраструктуру информационных сервисов компании. А отдел ИТ – подразделение в компании, занимающаяся обслуживанием инфраструктуры.

Но ИТ – это же не самоцель! И обслуживать ИТ ради обслуживания неправильно!

Мы потеряли исконное название службы, которая занималась информационными технологиями на заре зарождения ИТ сервисов – «отдел автоматизации»! Скажите, у кого из вас всё еще так называется подразделение компании?
А ведь именно это словосочетание полностью отражает смысл того, чем должно заниматься данное подразделение. Автоматизировать. Автоматизировать бизнес-процессы, работу рядовых сотрудников, отказоустойчивую работу сервисов. Инфраструктура ИТ компании – это не просто красивый набор из жужжащих железных коробочек с перемигивающимися лампочками. Инфраструктура должна работать на компанию, обеспечивать работу сервисов. И обслуживающие инфраструктуру подразделение должно растить, холить и лелеять эту инфраструктуру не для красоты, а обеспечения стабильного роста компании. А добиться этого можно только автоматизацией.

Для чего нужна электронная почта? – для автоматизированного процесса передачи корреспонденции.
Для чего нужна виртуализация? – для автоматизации работы сервисной платформы.
Для чего нужно облако? – …


Если вы чувствуете, что в работе вашей инфраструктуры ИТ происходит «что-то не то», попробуйте мысленно переименовать свои подразделения из(импортного) ИТ в отделы автоматизации, и переосмыслите предназначение этих отделов.


P.S. Если вы теперь думаете, что все, что нужно сделать – это просто переименовать свой департамент; или считаете, что я призываю вас именно к этому – перечитайте этот пост заново.