RTO и RPO. часть 4

И снова немного про "бизнес" (вот, думаю, может лучше взять в кавычки слово "немного"?;)).
Почему я пишу в техническом блоге про финансовую сторону, про деньги? Это нужно знать техническим специалистам, если вы не хотите застрять в профессии на одной ступеньке без возможности дальнейшего развития. Как собственного внутреннего развития, так и развития в глазах ваших коллег. Как технического специалиста  вас персонально могут воспринимать по-разному. И если вы будете знать, как ваша деятельность в компании помогает ей двигаться к намеченным финансовым целям, вы повысите понимание деятельности ИТ-службы в глазах ваших коллег. Не умея донести до пользователей внутри компании свою полезность, ИТ превращается в обособленное непонятное подразделение, требующее только расходов на себя. И вы  становитесь такой же затратной единицей в глазах своей компании.


Список статей:
Часть 1: http://www.veskin.ru/2010/10/rto-rpo.html
Часть 2: http://www.veskin.ru/2017/03/rto-rpo-2.html
Часть 3: http://www.veskin.ru/2017/04/rto-rpo-3.html
Часть 4: http://www.veskin.ru/2017/04/rto-rpo-4.html

В прошлый раз я остановился на термине "доступность". Да, доступность - это два-в-одном-и-оба-сразу: доступность данных и доступность сервисов. Бэкап, к примеру, не нужен сам по себе. Это одно из средств обеспечения доступности.

Доступность в свою очередь является частью обеспечения непрерывности бизнеса. Вы наверняка слышали такое понятие.

Но что это за непрерывность?

Давайте начнем с определения. Что такое бизнес?
Вот хорошее определение:
Бизнес – способ получения прибыли для его владельцев.
Т.е. по большому счету – это Чистый Денежный Поток в карман владельцев этого бизнеса. Все подразделения компании, работая на этот бизнес, должны обеспечивать рост денежного потока, в том числе и ИТ-отдел, обеспечивая сервисами все остальные подразделения компании.
Сервисы могут быть как внутренними (почта, CRM и т.п.), так и внешними (web-сайты, мобильные клиенты т.п.). Но у всех информационных систем (ИС), предоставляющих эти сервисы, есть свои владельцы внутри компании. Сбои, возникающие в работе ИС, ведут к сбоям в работе отдельных подразделений, и влияют на чистый денежный поток.


Давайте рассмотрим варианты.
1. Сбой (отказ в работе системы) не ведет к прямым негативным финансовым последствиям для компании.
Например, в небольшой организации целый день не работал web-сайт. Компания продолжала работать. На доходах/расходах сбой никак не сказался.


2. Сбой повлечет за собой снижение чистого денежного потока.

ЧДП = положительный денежный поток − отрицательный денежный поток,
т.е., грубо говоря, доход минус расход. Так, либо уменьшая доходную часть, либо увеличивая расходную, мы получаем снижение чистого денежного потока (относительно планируемого результата).

Пример.
Веб-сервер компании не работает, клиенты не могут разместить заказы. Доходы за текущий период снижаются.
Или.
Ваша компания хостит веб-сайты. Сбой в работе веб-серверов привел к простою по времени больше, чем прописано в контракте с вашими клиентами. Ваша компания выплачивает штрафы за нарушение уровня обслуживания.


3. Сбой в ИС ведет к остановке бизнеса.
Например. Сломался биллинг сервис-провайдера. Считать деньги невозможно.


Всё вполне логично, вы и так это прекрасно понимаете. Что из этих вариантов последствий от сбоев вытекает?
Существует деление на три категории инфосистем, согласно их влиянию на бизнес.

  • Mission critical – это система, сбой в работе которой приводит к прерыванию бизнеса. Без них бизнес не может существовать.
    Далеко не все компании используют такие системы.
  • Business critical – система, от сбоя которой компания начинает испытывать финансовые проблемы.
  • General – все остальные системы, обычные.


Вот еще один пример.
Почтовая система относится к категории general. Несмотря на то, что сбой в её работе не влияет напрямую на бизнес, тем не менее приводит к финансовым потерям. Как минимум это оплата работы сотрудника ИТ, который занимается восстановлением работы системы.
Потери доступности данных и сервиса тем больше влияют на финансовый результат, чем больше происходит простой сервиса, или потеря данных. О чем я и писал во второй части этой серии.


Как вы думаете, на сбоях каких систем компании больше теряют? Бизнес-критикал или обычных?


Экономия в ИТ

В качестве заключения сегодняшней статьи хочу высказать одну крамольную мысль:
Прекратите экономить чужие деньги!
Это совет всем ИТ-шникам, и их прямым руководителям. Деньги эти не ваши, а владельца бизнеса.
Нет, я не предлагаю спускать ИТ-бюджеты на самые дорогие решения. Но, если вы не считаете правильно TCO для ваших ИС,  вы не можете даже спрогнозировать, что в итоге будет дороже: покупное решение, или сделанное "бесплатно".
Без должного финансового расчета,
Costs saving становится costs hiding,
когда по факту система, собранная из говна и палок "бесплатно" из подручных средств, обходится компании дороже.

Потому нам, технарям, в первую очередь нужно искать технологии, которые помогут развивать информационные системы. А в расчеты привлекайте финансовые структуры своей компании.
Во-первых, просто приятно работать с хорошими системами ;). Во-вторых, на таких системах вы вырастите в профессиональном плане.


Продолжение следует...


P.S. Всех с днём космонавтики!